Режим работы: пн.-сб., с 9:00 до 18:00 вс. выходной

Перегрев двигателя: причины и способы устранения

Закипание мотора — серьезное явление, способное в короткий срок нанести непоправимый ущерб. Причины перегрева двигателя и некоторые способы устранения этой неисправности разберем далее вместе со специалистами сервиса «Авто-Мастер» (ворота № 5).

Как определить, перегрет ли двигатель

Не всегда стрелка на приборной панели корректно показывает текущую температуру ДВС. И далеко не все автомобили оснащены специальным зуммером, сигнализирующим о перегреве.

Как не упустить момент и предотвратить критические последствия, к которым может привести перегрев двигателя?

Перегрев двигателя: способы устранения

Есть ряд признаков, указывающих на превышение температуры охлаждающей жидкости выше допустимой нормы:

  • уменьшение тяги двигателя;
  • падение давления масла в системе смазки (об этом сигнализирует световой индикатор на приборной панели);
  • стремление двигателя заглохнуть на холостых оборотах;
  • появление пара из-под капота;
  • чрезмерно горячий воздух из отопителя салона в зимнее время года.

При появлении этих признаков следует остановить двигатель, осторожно открыть капот и дать мотору остыть. Обычно при перегреве ДВС охлаждающая жидкость частично выплескивается через паровой клапан в пробке расширительного бачка. Также на перегрев мотора косвенно указывает избыточный, неестественный жар, исходящий от блока цилиндров и головки.

Эксплуатационные причины перегрева двигателя и как его избежать

Есть ряд типичных ошибок автомобилистов, которые приводят к сбоям в работе системы охлаждения, и, как следствие, к перегреву ДВС:

  1. Неправильная заправка системы антифризом. Недостаток охлаждающей жидкости приведет к голоданию системы и падению эффективности ее работы. Избыток, скорее всего, приведет к выдавливанию части антифриза через паровой клапан после прогрева мотора до рабочей температуры. При этом из системы может выйти гораздо больше жидкости, чем составлял излишек, и уровень просядет ниже нормы. Заливать ОЖ всегда нужно строго по уровню, иначе перегрева не избежать.

Перегрев двигателя: причины

Если уровень антифриза самопроизвольно падает — обязательно осмотрите всю систему на наличие утечек. Их отсутствие обычно указывает на более серьезные проблемы с мотором (трещины в ГБЦ или блоке цилиндров, прогорание прокладки под головкой), что требует квалифицированного вмешательства специалистов и нередко приводит к капитальному ремонту двигателя автомобиля.

  1. Некачественное топливо. Заправка неподходящим или некачественным топливом часто приводит к систематическим, но некритичным перегревам. Мы рекомендуем заправляться на проверенных АЗС — это поможет избежать не только перегревов двигателя, но и многих других проблем.
  2. Использование неподходящего антифриза. Механизм защиты системы охлаждения от агрессивного воздействия этиленгликоля (основного компонента современных антифризов) у всех жидкостей разный. Некоторые жидкости, такие как G11, хоть и создают надежную защиту патрубков и рубашки охлаждения, но ухудшают теплообмен в системе. И при использовании этого антифриза в «горячих» моторах рабочая температура мотора возрастет. Чтобы избежать подобных проблем, прочтите в инструкции по эксплуатации или в любом другом авторитетном источнике о том, на какой именно тип антифриза рассчитана система охлаждения вашего автомобиля. Также некоторые автопроизводители указывают рекомендуемую ОЖ на пробке расширительного бачка.

Подробную консультацию по этим и другим причинам перегрева двигателя вы можете получить у специалистов сервиса «Авто-Мастер». Запишитесь к нам по телефону +7 (905) 378-74-22 или с помощью формы ниже.

Записаться онлайн

Поломки, ведущие к перегреву двигателя

Рассмотрим также некоторые распространенные неисправности и поломки, которые часто становятся причинами перегрева двигателя.

  1. Частичный или полный отказ термостата диагностируется двумя способами. Первый — проверка температуры нижнего патрубка радиатора охлаждения. Если после достижения рабочей температуры он холодный, то термостат неисправен. Второй — по стрелке указателя температуры. В автомобиле с нормально работающим термостатом после прогрева до рабочей температуры стрелка либо замирает на отметке 85–95 °C (в зависимости от модели авто), либо немного проседает на несколько секунд (сразу после открытия термостата из радиатора в систему поступает холодный антифриз), после чего снова поднимается к нормальной рабочей отметке. Эта проблема устраняется заменой термостата.
  2. Отказ помпы. Причин может быть несколько. Первая и самая распространенная — поломка крыльчатки. Проверить наверняка можно только после демонтажа помпы. Вторая — обрыв приводного ремня (проверяется визуально). Третья — заклинивание подшипников шкива. Редкая поломка, сопровождается характерным писком клинового ремня. В случае, когда ремень ГРМ приводит в действие и помпу, заклинивание подшипников шкива полностью выведет из строя ДВС. Все три вышеперечисленные неисправности устраняются заменой изношенных деталей.
  3. Сбои в работе вентилятора охлаждения. Главная причина — нарушение в работе пускового реле или датчика температуры ОЖ в радиаторе. Ремонт предусматривает замену неисправных датчиков или реле. Реже отказывает электродвигатель вентилятора или появляется обрыв проводки. Как проверить: при прогреве мотора на холостых оборотах, после открытия термостата, вентилятор должен циклически включаться и выключаться. Если вентилятор не включается, проверяется целостность проводки и сопротивление на обмотках электромотора.
  4. Прогорание прокладки ГБЦ (головки блока цилиндров). Выхлопы из камеры сгорания проникают в систему охлаждения через прогоревшую прокладку ГБЦ и формируют газовые пробки. Это нарушает циркуляцию охлаждающей жидкости, что и становится причиной перегрева. Запах отработавших газов из расширительного бачка или появление заметных пузырьков в нем свидетельствует о проникновении выхлопов в систему охлаждения. Подобная неисправность устраняется только подъемом головки и заменой прохудившейся прокладки; ни в коем случае не используйте для ремонта герметик.

Перегрев двигателя: причины и способы устранения

Известны случаи, когда после прогорания прокладки ГБЦ соединялись контуры системы смазки и охлаждения. В этом случае происходит взаимное проникновение рабочих жидкостей. Поломка характеризуется потемнением антифриза или образованием эмульсии (бежевой маслянистой субстанции) в расширительном бачке или под маслозаливной пробкой.

  1. Заклинивание парового клапана в пробке расширительного бачка. Система охлаждения эффективно работает при определенном, небольшом давлении. Если это давление отсутствует или поднимается выше нормы, то циркуляция ОЖ по системе будет нарушена с соответствующими последствиями. Клапан проверяется аккуратным медленным отворачиванием крышки расширительного бачка на прогретом моторе. Отсутствие характерного шипения выходящих из системы газов говорит, как минимум, о неспособности клапана к удержанию давления в системе. На избыточное давление указывают раздутые резиновые патрубки и образование протечек в местах их соединения. Устраняется эта проблема заменой пробки.

Известны также более специфичные и сложно диагностируемые причины перегрева двигателя, например, закупорка каналов ОЖ или нарушение в работе системы питания и зажигания. Автосервис «Авто-Мастер» (ворота № 5) найдет источник проблемы и устранит поломку с гарантией качества выполненных работ.

Мы ремонтируем двигатели с неисправностями любой сложности! Запишитесь к нам по телефону +7 (905) 378-74-22 или с помощью формы ниже.

Записаться онлайн

Записаться онлайн